![](/uploads/posts/2018-11/thumbs/1542816737_gym.jpg)
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550477292_triko.jpg)
Индустрия спортивной одежды в послевоенное время была еще плохо развита. Тем более в СССР, где художественная гимнастика собственно и сформировалась как вид спорта. Купальники изготавливались из обычного хлопка, линяли после первой же стирки и плохо «держали» форму тела. Впрочем, послевоенное поколение, жившее по принципу «не до жиру, быть бы живу», на такие мелочи внимания не обращало. А по части жизнерадостности и умения заряжать своей энергией публику тогдашние девушки-гимнастки дали бы фору любой нынешней спортсменке.
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550477013_bolgaria.jpg)
Главное украшение гимнастки – улыбка. Первый призыв в национальную сборную Болгарии (вторая слева – будущий главный тренер сборной страны Жулиета Шишманова)
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550477166_ussr.jpg)
А это – один их первых составов сборной УССР (шестая слева – многократная чемпионка Советского Союза Елена Бирюк)
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550477580_gitova.jpg)
Впрочем, надо заметить, что и правила соревнований тех лет не позволяли спортсменкам щеголять на арене в блестящих нарядах. Поначалу вообще предписывалось выступать только в однотонных купальниках. Потом разрешили двухцветные трико, но крупные и яркие рисунки все равно не приветствовались (за нарушения в форме одежды гимнастке снижалась оценка за упражнение).
Во времена Ирины Дерюгиной (а это вторая половина семидесятых) требования к купальникам также были довольно строги. Но ткань, из которой они изготавливались, была уже другой – более эластичной, хорошо подчеркивающей линии тела.
В моду вошли белоснежные и даже слегка прозрачные купальники. Поэтому выступления «художниц» (наряду с репортажами о соревнованиях фигуристов) были, наверное, самыми эротическими программами на тогдашнем советском телеэкране. Неудивительно, что вместе с женами-дочерьми-мамами эти соревнования с нескрываемым интересом смотрели и миллионы советских мужчин, истомленных в рамках строгой партийной морали.
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550478464_derugina.jpg)
В начале восьмидесятых в художественной гимнастике произошел резкий скачок сложности упражнений, связанный прежде всего с появлением на мировой арене молодого поколения болгарских «художниц» – золотых девушек Болгарии, как их называли. Но в плане экипировки каких-то особых новинок этот период не принес. Разве-что новые лидеры мировой гимнастики (Иляна Раева, Лили Игнатова, Анелия Раленкова, Диляна Георгиева, а также советские грации Даля Куткайте и Галина Белоглазова) по сравнению со звездами минувших лет обладали более субтильными фигурами.
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550478731_bulgaria.jpg)
«Одна кожа да кости», – с грустью констатировали мужчины Советского Союза и норовили переключить телевизор на что-то более весомое. Если не на футбол, то хотя бы на певицу Людмилу Зыкину, которая, встав на весы, одна перевесила бы всю сборную Болгарии.
«Вот если бы Зыкину увидеть в купальнике, это было б совсем другое дело», – мечтали любители «фундаментальных» форм
Впрочем, талантливые фотографы и тогда на турнирах гимнасток умели найти удачно-эротичные ракурсы...
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550479070_foto-8.jpg)
Цвета купальников в восьмидесятые годы стали уже более яркими.
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550479248_beloglazova.jpg)
Чемпионка мира в отдельных видах Галина Белоглазова многим запомнилась именно в этом купальнике
В тон купальнику стали подбираться и предметы. Причем, не только лента, но и обруч, мяч, скакалка и даже булавы…
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550479288_raeva.jpg)
Фокус с булавами от Иляны Раевой
В конце восьмидесятых, когда на спортивном небосклоне ярким светом зажглись две украинские звезды – Александра Тимошенко и Оксана Скалдина, мода в художественной гимнастике оставалась дамой по-прежнему строгой.
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550479644_timoshenko.jpg)
Олимпийская чемпионка 1992 года Александра Тимошенко – прекрасный цветок художественной гимнастики
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550476558_kombi.jpg)
Почти космический сюжет в исполнении россиянки Амины Зариповой
Но и традиционный купальник в сундук спрятан не был. Просто он стал более ярким, с аппликациями и рисунками – не менее причудливыми, чем на картинах художников-абстракционистов.
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550816577_serebranskaya.jpg)
Именно в этом купальнике Екатерина Серебрянская взошла на высшую ступень олимпийского пьедестала Атланты-96
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550816588_serebrianskaya.jpg)
... Наличие двух разных фасонов одежды расширило возможности спортсменок для самовыражения. Одни гимнастки (как правило, это были девушки с пышными – по гимнастическим, конечно, меркам, – формами) предпочитали традиционный купальник. Облегающий комбинезон только выпячивал лишние граммы. Зато если гимнастка была высокой и длинноногой, и к тому же обладала отличной хореографической выучкой, то удлиненное трико выгодно подчеркивало красоту линий и четкость поз. Поэтому, например, Тамара Ерофеева до появления платьиц почти всегда выступала в комбинезоне.
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550816645_erofeeva.jpg)
Костюм Ерофеевой сезона 98. Простенько и со вкусом.
Смею предположить, что давние и закоренелые любители художественной гимнастики, несмотря на нынешнее буйство красок на щедро усеянных стразами костюмах, в глубине души скучают за эпохой между Барселоной 92 и Сиднеем 2000. Именно на тот период приходится расцвет т.н. «старой гимнастики» – основанной не на «работе гуттаперчевого тела», а на сочетании классической хореографии и безукоризненного владения предметом. Именно тогда в мировые лидеры выбились гимнастки высокого (за 1 м 70 см и выше) роста. А удлиненные комбинезоны зрительно еще больше вытягивали фигуру. Вот несколько примеров костюмов в стиле «классического минимализма».
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550816797_vitrichenko.jpg)
Ничего лишнего. Елена Витриченко...
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550816847_cid.jpg)
... и испанка Альмудена Сид
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550817020_lipkovskaya.jpg)
После Олимпиады 2000 года правила в художественной гимнастике поменялись настолько, что журналисты их назвали «переворотом с ног на голову». Причем это было не просто фигуральное выражение – у зрителей складывалось впечатление, что чуть ли не большую часть упражнения гимнастки находятся в положении вниз головой...
А вот нововведения, касавшиеся костюма, понравились всем. Отныне гимнасткам разрешалось выступать в коротких юбочках и платьях. Первой на официальном старте в юбке вышла Алина Кабаева – это случилось, кстати, в Киеве, на этапе Гран-при «Кубок Дерюгиной 2001». А к концу сезона – на чемпионате мира в Мадриде – почти все участницы уже были одеты «по-новому, по-модному».
Правда, накануне чемпионата многим пришлось в срочном порядке переделывать юбки – не все внимательно прочитали правила, в которых были некоторые ограничения. Так, ассиметричные фасоны и юбки из лоскутков не разрешались... Со временем техком ФИЖ, поняв, что разнообразие костюмов привлекает зрителей, разрешил и асиметрию, и небольшую бахрому...
Заметим, инициатором введения в обиход юбок была российский тренер Ирина Винер (в то время вице-президент техкома ФИЖ). Недоброжелетели до сих пор твердят, что сделала она это с одной целью – дабы хоть как-то скрыть лишние килограммы Алины Кабаевой. Любимая ученица Винер фигурой и вправду заметно отличалась от «звонких и тонких» Батыршиной, Липковской, Витриченко, Ерофеевой, Бессоновой.
Но разве юбкой-мини что-то скроешь?..
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550817113_kabaeva.jpg)
Новая форма только подчеркивала аппетитные формы Алины Кабаевой
А теперь побередим душу воспоминаниями о лучших программах Анны Бессоновой. И костюмам к ним.
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550817936_ukr-suvenir.jpg)
«Украинский сувенир». В этом костюме Аня поднялась на бронзовую ступеньку Пекина 2008
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550818018_odilia.jpg)
А это ее знаменитое «Лебединое озеро». Здесь Аня – Одилия...
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550818000_odetta.jpg)
А здесь – Одетта...
Музыка из самого известного в мире балета всегда была популярной в художественной гимнастике. Для сравнения еще несколько картинок на «лебединые» мотивы.
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550818103_kapranova.jpg)
«Черный лебедь» Ольги Капрановой из олимпийского сезона 2008
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550818192_russia-2010.jpg)
«Целая лебединая стая». Сборная России 2010 года
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550818293_barsukova.jpg)
Еще один «лебедь», но не Чайковского, а Сен-Санса. В исполнении олимпийской чемпионки 2000 года Юлии Барсуковой. Юбки тогда еще не носили...
По правде говоря, «птичьей» темой гимнастки (или все же дизайнеры костюмов?) несколько злоупотребляют. Перья и крылья можна разглядеть даже там, где им по сюжету быть не положено.
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550818378_kapranova2.jpg)
Большинство костюмов, в которых выступают ведущие гимнастки мира, обильно декорированы камнями сваровски. Все это, конечно, создает прекрасную игру цвета, переливаясь под софитами. Но в то же время в гимнастической моде в последнее время прослеживается и некое однообразие.
Понятно, что фасоны костюмов у «художниц» не могут быть такими, как в фигурном катании. Пышные длинные юбки или широкие рукава гимнасткам будут мешать. Да и, по правде говоря, проблема создания художественного образа в гимнастике не стоит так остро. Но взгляд зрителя всегда ищет то, что выбивается из общего ряда. И порой больше всего запоминается костюм простой, но непохожий на другие.
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550818413_godunko.jpg)
Как например, многим запомнилось вот это «маленькое платье» Натальи Годунко.
![](/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550818572_godunko2.jpg)
Мы не говорили сегодня о технологических особенностях создания костюмов – это тема отдельного разговора (о дизайнерах, тканях, фурнитуре и т.д.). Заметим только, что стоит вся эта красота, конечно же, недешево. Даже купальник для самых маленьких гимнасток обходится в 500-600 гривен. А цена эксклюзивных нарядов, в которых выступают ведущие гимнастки мира, на порядок выше. Если камней в отделке платья очень много, то оно может стоить и тысячу долларов. К слову, и вес такого платья доходит до килограмма. Так что носить эту «красоту» и тем более прыгать в ней не так-то просто...
В заключение скажу банальную вещь: форма никогда не заменит содержания. И если гимнастка выступает плохо, то ни камни сваровски, ни даже настоящие бриллианты ей не помогут. В конце концов, как сказал поэт, красота – это «не сосуд, в котором пустота, а огонь мерцающий в сосуде»...
http://r-gymnastics.com/forum/vo-vsekh-ty-dushenka-naryadakh-khorosha
Комментариев:0