Главная > Статьи > Эволюция гимнастического купальника
Эволюция гимнастического купальника20 июля 2017. Разместил: Admin |
![]() ![]() Индустрия спортивной одежды в послевоенное время была еще плохо развита. Тем более в СССР, где художественная гимнастика собственно и сформировалась как вид спорта. Купальники изготавливались из обычного хлопка, линяли после первой же стирки и плохо «держали» форму тела. Впрочем, послевоенное поколение, жившее по принципу «не до жиру, быть бы живу», на такие мелочи внимания не обращало. А по части жизнерадостности и умения заряжать своей энергией публику тогдашние девушки-гимнастки дали бы фору любой нынешней спортсменке. ![]() Главное украшение гимнастки – улыбка. Первый призыв в национальную сборную Болгарии (вторая слева – будущий главный тренер сборной страны Жулиета Шишманова) ![]() А это – один их первых составов сборной УССР (шестая слева – многократная чемпионка Советского Союза Елена Бирюк) ![]() Впрочем, надо заметить, что и правила соревнований тех лет не позволяли спортсменкам щеголять на арене в блестящих нарядах. Поначалу вообще предписывалось выступать только в однотонных купальниках. Потом разрешили двухцветные трико, но крупные и яркие рисунки все равно не приветствовались (за нарушения в форме одежды гимнастке снижалась оценка за упражнение). Во времена Ирины Дерюгиной (а это вторая половина семидесятых) требования к купальникам также были довольно строги. Но ткань, из которой они изготавливались, была уже другой – более эластичной, хорошо подчеркивающей линии тела. В моду вошли белоснежные и даже слегка прозрачные купальники. Поэтому выступления «художниц» (наряду с репортажами о соревнованиях фигуристов) были, наверное, самыми эротическими программами на тогдашнем советском телеэкране. Неудивительно, что вместе с женами-дочерьми-мамами эти соревнования с нескрываемым интересом смотрели и миллионы советских мужчин, истомленных в рамках строгой партийной морали. ![]() В начале восьмидесятых в художественной гимнастике произошел резкий скачок сложности упражнений, связанный прежде всего с появлением на мировой арене молодого поколения болгарских «художниц» – золотых девушек Болгарии, как их называли. Но в плане экипировки каких-то особых новинок этот период не принес. Разве-что новые лидеры мировой гимнастики (Иляна Раева, Лили Игнатова, Анелия Раленкова, Диляна Георгиева, а также советские грации Даля Куткайте и Галина Белоглазова) по сравнению со звездами минувших лет обладали более субтильными фигурами. ![]() «Одна кожа да кости», – с грустью констатировали мужчины Советского Союза и норовили переключить телевизор на что-то более весомое. Если не на футбол, то хотя бы на певицу Людмилу Зыкину, которая, встав на весы, одна перевесила бы всю сборную Болгарии. «Вот если бы Зыкину увидеть в купальнике, это было б совсем другое дело», – мечтали любители «фундаментальных» форм Впрочем, талантливые фотографы и тогда на турнирах гимнасток умели найти удачно-эротичные ракурсы... ![]() Цвета купальников в восьмидесятые годы стали уже более яркими. ![]() Чемпионка мира в отдельных видах Галина Белоглазова многим запомнилась именно в этом купальнике В тон купальнику стали подбираться и предметы. Причем, не только лента, но и обруч, мяч, скакалка и даже булавы… ![]() Фокус с булавами от Иляны Раевой В конце восьмидесятых, когда на спортивном небосклоне ярким светом зажглись две украинские звезды – Александра Тимошенко и Оксана Скалдина, мода в художественной гимнастике оставалась дамой по-прежнему строгой. ![]() Олимпийская чемпионка 1992 года Александра Тимошенко – прекрасный цветок художественной гимнастики ![]() Почти космический сюжет в исполнении россиянки Амины Зариповой Но и традиционный купальник в сундук спрятан не был. Просто он стал более ярким, с аппликациями и рисунками – не менее причудливыми, чем на картинах художников-абстракционистов. ![]() Именно в этом купальнике Екатерина Серебрянская взошла на высшую ступень олимпийского пьедестала Атланты-96 ![]() ... Наличие двух разных фасонов одежды расширило возможности спортсменок для самовыражения. Одни гимнастки (как правило, это были девушки с пышными – по гимнастическим, конечно, меркам, – формами) предпочитали традиционный купальник. Облегающий комбинезон только выпячивал лишние граммы. Зато если гимнастка была высокой и длинноногой, и к тому же обладала отличной хореографической выучкой, то удлиненное трико выгодно подчеркивало красоту линий и четкость поз. Поэтому, например, Тамара Ерофеева до появления платьиц почти всегда выступала в комбинезоне. ![]() Костюм Ерофеевой сезона 98. Простенько и со вкусом. Смею предположить, что давние и закоренелые любители художественной гимнастики, несмотря на нынешнее буйство красок на щедро усеянных стразами костюмах, в глубине души скучают за эпохой между Барселоной 92 и Сиднеем 2000. Именно на тот период приходится расцвет т.н. «старой гимнастики» – основанной не на «работе гуттаперчевого тела», а на сочетании классической хореографии и безукоризненного владения предметом. Именно тогда в мировые лидеры выбились гимнастки высокого (за 1 м 70 см и выше) роста. А удлиненные комбинезоны зрительно еще больше вытягивали фигуру. Вот несколько примеров костюмов в стиле «классического минимализма». ![]() Ничего лишнего. Елена Витриченко... ![]() ... и испанка Альмудена Сид ![]() После Олимпиады 2000 года правила в художественной гимнастике поменялись настолько, что журналисты их назвали «переворотом с ног на голову». Причем это было не просто фигуральное выражение – у зрителей складывалось впечатление, что чуть ли не большую часть упражнения гимнастки находятся в положении вниз головой... А вот нововведения, касавшиеся костюма, понравились всем. Отныне гимнасткам разрешалось выступать в коротких юбочках и платьях. Первой на официальном старте в юбке вышла Алина Кабаева – это случилось, кстати, в Киеве, на этапе Гран-при «Кубок Дерюгиной 2001». А к концу сезона – на чемпионате мира в Мадриде – почти все участницы уже были одеты «по-новому, по-модному». Правда, накануне чемпионата многим пришлось в срочном порядке переделывать юбки – не все внимательно прочитали правила, в которых были некоторые ограничения. Так, ассиметричные фасоны и юбки из лоскутков не разрешались... Со временем техком ФИЖ, поняв, что разнообразие костюмов привлекает зрителей, разрешил и асиметрию, и небольшую бахрому... Заметим, инициатором введения в обиход юбок была российский тренер Ирина Винер (в то время вице-президент техкома ФИЖ). Недоброжелетели до сих пор твердят, что сделала она это с одной целью – дабы хоть как-то скрыть лишние килограммы Алины Кабаевой. Любимая ученица Винер фигурой и вправду заметно отличалась от «звонких и тонких» Батыршиной, Липковской, Витриченко, Ерофеевой, Бессоновой. Но разве юбкой-мини что-то скроешь?.. ![]() Новая форма только подчеркивала аппетитные формы Алины Кабаевой А теперь побередим душу воспоминаниями о лучших программах Анны Бессоновой. И костюмам к ним. ![]() «Украинский сувенир». В этом костюме Аня поднялась на бронзовую ступеньку Пекина 2008 ![]() А это ее знаменитое «Лебединое озеро». Здесь Аня – Одилия... ![]() А здесь – Одетта... Музыка из самого известного в мире балета всегда была популярной в художественной гимнастике. Для сравнения еще несколько картинок на «лебединые» мотивы. ![]() «Черный лебедь» Ольги Капрановой из олимпийского сезона 2008 ![]() «Целая лебединая стая». Сборная России 2010 года ![]() Еще один «лебедь», но не Чайковского, а Сен-Санса. В исполнении олимпийской чемпионки 2000 года Юлии Барсуковой. Юбки тогда еще не носили... По правде говоря, «птичьей» темой гимнастки (или все же дизайнеры костюмов?) несколько злоупотребляют. Перья и крылья можна разглядеть даже там, где им по сюжету быть не положено. ![]() Большинство костюмов, в которых выступают ведущие гимнастки мира, обильно декорированы камнями сваровски. Все это, конечно, создает прекрасную игру цвета, переливаясь под софитами. Но в то же время в гимнастической моде в последнее время прослеживается и некое однообразие. Понятно, что фасоны костюмов у «художниц» не могут быть такими, как в фигурном катании. Пышные длинные юбки или широкие рукава гимнасткам будут мешать. Да и, по правде говоря, проблема создания художественного образа в гимнастике не стоит так остро. Но взгляд зрителя всегда ищет то, что выбивается из общего ряда. И порой больше всего запоминается костюм простой, но непохожий на другие. ![]() Как например, многим запомнилось вот это «маленькое платье» Натальи Годунко. ![]() Мы не говорили сегодня о технологических особенностях создания костюмов – это тема отдельного разговора (о дизайнерах, тканях, фурнитуре и т.д.). Заметим только, что стоит вся эта красота, конечно же, недешево. Даже купальник для самых маленьких гимнасток обходится в 500-600 гривен. А цена эксклюзивных нарядов, в которых выступают ведущие гимнастки мира, на порядок выше. Если камней в отделке платья очень много, то оно может стоить и тысячу долларов. К слову, и вес такого платья доходит до килограмма. Так что носить эту «красоту» и тем более прыгать в ней не так-то просто... В заключение скажу банальную вещь: форма никогда не заменит содержания. И если гимнастка выступает плохо, то ни камни сваровски, ни даже настоящие бриллианты ей не помогут. В конце концов, как сказал поэт, красота – это «не сосуд, в котором пустота, а огонь мерцающий в сосуде»... http://r-gymnastics.com/forum/vo-vsekh-ty-dushenka-naryadakh-khorosha Вернуться назад |